top of page

Анализ постановления «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитиз

  • Евгений. СУРГУТ-РЕФЕРАТ
  • 26 мая 2017 г.
  • 8 мин. чтения

Как следует из вышесказанного, вопрос о практике рассмотрения судами дел о бандитизме в течение ряда лет не теряет своей актуальности.

Увеличивается число созданных вооруженных объединений. Практически обычными стали факты конфликта между ними с целью распределение областей воздействия.

Увеличилась наглость совершаемых организованными группировками правонарушений.

По заданию ВС РФ приблизительно 30 районных, краевых, республиканских, областных судов, т. е. тех судов, в которых за минувшие года рассматривались дела о бандитизме, обобщили практику рассмотрения подобных дел.

Помимо этого, были опрошены все без исключения суды Российской Федерации относительно проблем, образующихся в взаимосвязи с введением в процесс с 1 января 1997 г. УК РФ, в частности относительно статьи 209, предусматривающей ответственность за бандитизм.

Проанализировав подобранные использованные материалы, Пленум ВС РФ 17 января 1997 г. установил Постановление "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм", учитывающее значительные перемены закона как в самой статье 209, так и в ряде заметок Общей части УК РФ.

В соответствии с этим распоряжение Пленума ВС РФ с 21 декабря 1993 г. N 9 "О судебной практике по делам о бандитизме" признано утратившим силу.

В 1-ом абз. п. 1 нового распоряжения Пленума сохранилась запись о особенной социальной угрозе бандитизма, таким образом поскольку это особенно опасное преступное деяние, представляющее истинную опасность и для людей, и для различных учреждений.

В п. 2 предоставляется понятие "вооруженная банда", каковой необходимо считать как созданную стабильную группу из 2-ух и более людей, предварительно сплотившихся с целью совершения нападений на людей либо компании.

Тут возникла добавочная оценка нападения - "требующего тщательной подготовки".

Если до принятия УК РФ ст. 77 УК РСФСР существовала единая норма, предусматривавшая определение формирования преступной организации, то в настоящее время закон предусматривал определения не только "группа по предварительному сговору", но и "организованная устойчивая группа", а кроме того "преступное сообщество".

По пожеланиям и просьбам как ученых так и практических работников, в п. 3 постановления Пленума дано отграничение понятий "банда" и "иные преступные группы".

Несомненно, то что согласно градации УК РФ банда равно как устойчивая группа подпадает под представление устойчивой группы лиц, предварительно сплотившихся с целью совершения 1-го либо многих правонарушений (ч. 3 ст. 35 УК РФ). Осуществление правонарушения в составе такого рода категории считается квалифицирующим показателем определенных составов правонарушений, предустановленных Особой частью УК.

В п. 3 распоряжения Пленума разъясняется, то что банда от иных созданных групп различается сочетанием 2-ух неотъемлемых свойств - вооруженностью и преступными целями - осуществление нападений на людей и компании.

В данной взаимосвязи предполагает интерес проблема по обвинению Булыгина, Шиманова, Семенова, в составе группы занимавшихся кражами автомашин, которые они далее отдавали собственникам за поощрение.

В последующем, как отмечено в вердикте суда, они в целях самообороны с действовавшей против их криминальной группы и мщения её членам, осуществившим убийство 3-х их друзей, вооружились пистолетом, 2-мя револьверами, 2-мя карабинами и патронами к ним, 2-мя гранатами, подрывным механизмом.

Хотя подсудимые были сформированы в стабильную противозаконную группу и обладали большим запасом оружия, Нижегородский областной суд оправдал их по обвинению в бандитизме согласно этим причинам, что вооружились они в целях самообороны.

По предложению ученых в п. 4 постановления дано разъяснение понятия "устойчивость банды", которая включена законодателем в диспозицию состава ст. 209 УК РФ, а именно: указаны следующие признаки, образующие категорию – устойчивость банды - это как "тесная взаимосвязь между членами банды, согласованность их действий".

Согласно сопоставлению с старым истолкованием распоряжения Пленума в новом по-другому рассказан и п. 5, открывающий представление "вооруженность банды", в частности возник пункт 2-ой, где рассказывается, то что применение соучастниками нападения негодного к целевому использованию орудия либо его макетов не способен рассматриваться в качестве свойства вооруженности банды.

Нападение банды считается состоявшимся и в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось – данное положение конкретизировано в абз. 2 п. 6.

В связи с тем, что в диспозиции ч. 1 ст. 209 УК РФ предусматривается ответственность за руководство бандой, по предложению судов в п. 8 дано разъяснение понятия "руководство бандой".

Под управлением бандой необходимо осознавать утверждение решений, сопряженных как с планированием, физическим обеспечением и системой криминальной работы банды, так и с совершением ею определенных нападений.

Остановимся на этом подробнее.

Название "руководство" применяется регулярно, и данное представление может показаться на первый взгляд понятным и явным. Но выявить его значение, да ещё применительно к банде, нелегко.

Необходимо выделить, в первую очередь в целом, различие руководителя с членами преступной группы. Допускать содействие в планировании правонарушений, в их компании, в обеспечивании функционирования банды могут в той либо другой форме и уровня все без исключения члены банды.

Руководителя же отличает то, что именно он и определяет в конечном итоге, то, как и когда будет делать банда, т. е. он принимает основные решения.

Эти решения, определяющие всю деятельность банды, могут быть связаны как с длительными планами, так и с конкретными сиюминутными действиями банды.

Пленум в п. 9 постановления дал разъяснение о том, что понимать под действиями, совершаемыми членами банды.

Участие в банде предполагает собою не только лишь прямое содействие в совершаемых ею нападениях, однако и осуществление членами банды других функциональных операций, нацеленных на её субсидирование, обеспечение орудием, автотранспортом, поиск объектов с целью нападения и т. д.

В данном месте подчеркивается то, что под действиями, совершаемыми членами банды, необходимо осознавать, в частности, не "осуществление других действий" (как было разъяснено прежде), а "осуществление других активных операций".

Пункты 8-9 стали решением на множественные проблемы о том, необходима ли совокупность 2-ух элементов ст. 209 УК, в случае если субъект совершает воздействия, включенные в диспозиции обеих частей. Разговор идет о создателях и главах банды, которые кроме того принимают участие в банде и в совершаемых ею нападениях.

В согласовании с ч. 2 ст. 209 УК РФ равно как бандитизм обязано квалифицироваться содействие в совершаемом нападении и таких персон, которые, никак не являясь членами банды, осознают, то что принимают содействие в правонарушении, совершаемом бандой.

Действия персон, не состоявших членами банды и никак не принимавших роли в свершенных ею нападениях, однако оказавших помощь банде в её криминальной деятельности, равно как отмечено в п. 10 распоряжения Пленума, необходимо определять согласно ст. 33 и соответствующей части ст. 209 УК РФ.

В ч. 3 ст. 209 УК РФ введено новое понятие - "совершение бандитизма с использованием своего служебного положения" и установлена ответственность за этот вид бандитизма.

Пленум пояснил (п. 11), то что под совершением бандитизма с применением собственного должностного положения необходимо осознавать использование личностью собственных властных либо других должностных возможностей, форменной одежды и атрибутики, должностных удостоверений либо оружия, а точно также данных, какими оно обладает в взаимосвязи с собственным служебным положением, при подготовке либо совершении бандой нападения либо при оплате её криминальной деятельности, вооружении, физическом оснащении, выборе новых членов банды.

Подобные ситуации попадаются по процессам о бандитизме и в настоящее время. Во 2-ой половине 1993 г. в местности Республики Адыгея Бешкок и другие осуществили сплоченную вооруженную шайку и осуществили 6 нападений на автомобильный транспорт, людей и организации с целью завладения чужим собственностью.

В процессе 1-го из нападений шайки Бешкок осуществил убийство 2-ух людей. В структуру данной банды был вовлечен инспектор поста ГАИ МВД Республики Адыгея Гучетль, который отдавал членам шайки сведения о багажах, вооружении и числе персон в автомашинах, проходивших рядом с постом, с тем чтобы упростить данные нападения.

Ст. 209 УК РФ никак не учитывает в свойстве неприменного компонента состава бандитизма каких-либо конкретных целей осуществляемых вооруженной бандой нападений.

Данными компонентами бандитизма могут являться не только прямое овладение собственностью, средствами либо другими ценностями гражданина или организации, однако и убийство, насилование, шантаж, уничтожение или повреждение чужого собственности и т. д.

Т.е. судам необходимо иметь в виду, то что ст. 209 УК РФ, устанавливающая ответственность за формирование банды, управление и участие в ней либо в совершаемых ею нападениях, никак не учитывает ответственность за осуществление членами шайки в ходе нападения противозаконных операций, образующих независимые составы правонарушений, в взаимосвязи с чем в данных вариантах необходимо придерживаться утверждениями ст. 17 УК РФ, в соответствии с которым присутствие совокупности правонарушений лицо несет ответственность за любое преступное деяние согласно надлежащей статье либо части статьи УК РФ.

Суды подтверждают позицию квалификации бандитизма согласно совокупности с иными тяжелыми правонарушениями и в вариантах, если к ним зачисляются дела, в которых все без исключения правонарушения, свершенные бандой, квалифицированы равно как бандитизм, отдают их в дополнительное следствие.

Пленум ВС РФ ещё один раз сконцентрировал внимание судов на значимость аккуратного соблюдения принципа индивидуализации ответственности при назначении санкции лицам, виноватым в бандитизме.

Судам кассационной и надзорной инстанций рекомендуется увеличить контроль из-за рассмотрением судами основной инстанции дел о бандитизме.

Из данной главы исследования можем сделать вывод о том, что родовым объектом бандитизма является общественная безопасность и общественный порядок.

Видовой объект - это социальная безопасность, понимаемая равно как состояние сообщества, при котором никак не наносится вред его важнейшим благам криминальными и другими беззаконными действиями.

Непосредственный объект бандитизма - это комплекс (система) социальных взаимоотношений, которые обеспечивают безопасность жизненно значимых интересов личности, сообщества и страны от различных внутренних и наружных угроз общеопасного характера, иными словами, единую безопасность, основы социальной защищенности.

Объективная сторона бандитизма заключается в следующих действиях:

1) создание банды, т.е устойчивой вооруженной группы;

2) управление бандой;

3) участие в устойчивой банде или в совершаемых ею нападениях (ч. 2 ст. 209 УК).

Признаками банды являются:

а) наличие в ней двух или более вменяемых лиц, достигших возраста 16 лет;

б) устойчивость;

в) вооруженность;

г) цель создания - совершение нападений на граждан или организации.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 17 января 1997 г. разъясняется, что под бандой следует понимать организованную вооруженную группу, обладающую признаками устойчивости из 2-х или более лиц, которые предварительно объединились для совершения преступной деятельности - нападений на сограждан либо нападения на предприятия.

Банда способна быть сформирована и с целью совершения 1-го, однако требующего кропотливой подготовки нападения. О стабильности банды имеют все шансы говорить, в частности, подобные свойства, как устойчивость её состава и созданных структур, организованность её членов, устойчивость конфигураций и способов преступной деятельности.

Оснащенность банды обозначает присутствие у её соучастников (хотя бы у 1-го из её членов и осведомленности о данном иных членов банды) пулевого, холодного орудия, разных подрывных устройств, а кроме того газового орудия.

Под созданием банды понимаются любые действия, результатом которых стало возникновение устойчивой вооруженной группы, имеющей цель нападения на граждан или организации.

Управление бандой означает определение вектора деятельности созданной устойчивой банды (дача указаний участникам, разработка планов бандитских нападений, руководство и координация при совершении бандой нападений и т.п.).

Под участием в вооруженной банде необходимо осознавать не только лишь прямое содействие в совершаемых бандой нападениях, однако и осуществление других операций в интересах шайки: финансирование, обеспечение орудием, поиск предметов нападения, обеспечение автотранспортом и т.д. Под нападением необходимо осознавать воздействия, производимые с использованием любого насилия над пострадавшим, или формирование действительной угрозы ее незамедлительного использования.

Состав по конструкции - формальный.

Преступление считается оконченным с момента создания банды независимо от того, были ли совершены ею преступные посягательства.

Субъективная сторона преступления — это психологическая работа личности, напрямую сопряженная с совершением правонарушения. Она сформирует психическое, то есть субъективное, содержание правонарушения, поэтому считается его внутренней (согласно взаимоотношению к объективной) стороной. Сущность субъективной стороны правонарушения раскрывается с поддержкой таких юридических свойств, как цель, мотив, умысел.

Сущность умысла находится в зависимости от роли виноватого, а вернее, от определенной формы проявления бандитизма. При формировании шайки и руководстве ею в сущность умысла виноватого вступает сознание того, что он формирует стабильную вооруженную группу с целью совершения нападений на людей либо на компании, либо реализовывает управление бандой, и хочет данного. Умысел при участии в стабильной вооруженной группе (банде) подразумевает понимание личностью факта своей принадлежности к банде и стремление состоять в ней.

Законодатель внедрил в сущность субъективной стороны бандитизма цель, что заключается в нападениях, и аналогичным способом, она приняла важность базисного качества состава бандитизма.

Предписания в определенные цели нападения закон никак не включает, но Пленум ВС в своем распоряжении обозначил огромное разнообразие возможных целей бандитских нападений.

Это может являться равно как непосредственное овладение собственностью, деньгами либо другими ценностями граждан или учреждений, таким образом и убийства, изнасилование, уничтожение либо повреждение собственности, освобождение арестованных из-под стражи и т.п.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся руководителем, организатором, участником банды.

Личности в возрасте с 14 вплоть до 16 лет, осуществившие разные правонарушения в составе банды, подлежат ответственности за эти правонарушения, ответственность за которые в соответствии с ст. 20 УК учтена с 14 лет.

Часть 3 ст.209 УК устанавливает специальную ответственность для лиц, являющихся организаторами, руководителями, участниками банды или участниками совершаемых бандой нападений, если при этом имело место использование ими своего служебного положения.

За преступления квалифицируемые по ст.209 УК РВ наступает индивидуальная уголовная ответственность, а не коллективная.

Любой член банды несет ответственность только лишь за те правонарушения, какие он организовал, в каковых принял прямое участие либо совершению которых оказывал иное предумышленное содействие.

Как мы считаем, исследование состава преступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ, убеждает нас в том, что закон закрепленный в уголовном законодательстве обязан устанавливать ответственность непосредственно не за сам бандитизм, а за организацию банды и участие в ней, что, как мы считаем нужно вынести в заголовок статьи 209 УК , как это сделано ранее в ст. ст. 239, . 208, 210, 282.1 УК РФ, которые сходны с анализируемой ст. 209 УК РФ по конструкции.

Неслучайным выглядит и отказ законодателя от термина «терроризм» и переименование ст. 205 УК РФ.

Т.о. я предлагаю переименовать ст.209 УК РФ, следующим образом: «Организация банды или участие в ней».



Быков В.М. Организация преступного сообщества.// Законность.- 2010.- № 2.- С. 19.


Коровин С.В. Особенности предъявления обвинения в бандитизме. // Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2009. - № 1. – С. 17.


Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарии судебной практики и доктринальное толкование. - М.: Волтерс Клувер, 2014. –С. 343.


Там же. - С.344


Глазкова Л.В. Бандитизм – одна из форм организованной преступности. // Актуальные проблемы экономики, управления, права: Материалы V межвузовской конференции. – М.: ИНЭП, 2013.- С. 237.


Комиссаров В.С. Бандитизм и другие тяжкие преступления против общественной безопасности. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2011- С. 11.

Comentarios


Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© СУРГУТ-РЕФЕРАТ : http://www.surgut-referat.com

рефераты, курсовые, дипломные в Сургуте и ХМАО

Cайт разработан: Евгений.

Тел.: +7 (912) 8126238 /  bleher@mail.ru

bottom of page